• ENG
  • +7 (347) 238-58-02

Арсений Брыкин: «Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная смена правил игры»

Правила контрактации и ценообразования в оборонно-промышленном комплексе необходимо менять, так как они давно устарели и не соответствуют современным экономическим реалиям. С таким заявлением выступил на расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ председатель координационного совета разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения "Союзмаша России", заместитель генерального директора АО "Росэлектроника" Арсений Брыкин.
В докладе он обратил внимание на слишком длинные сроки размещения государственного оборонного заказа и дальнейшего заключения контрактов с предприятиями, участвующими в работах. При этом действующая практика ценообразования не учитывает инвестиции компаний в науку и освоение новых производств, фактически приравнивая разработку новых уникальных технологий к поставкам серийных изделий, отметил докладчик.
"На сегодняшний день бюрократические процедуры, связанные с реализацией гособоронзаказа, занимают полгода и более, - рассказал Арсений Брыкин, – то есть на протяжении минимум 6 месяцев производство фактически простаивает. Все это время идут "бумажные" мероприятия, связанные с размещением госзаказа, закупочными процедурами и заключением контрактов, денежными вопросами, снятием разногласий по договорам. Такая практика ставит под угрозу сроки выполнения ГОЗ и чревата снижением качества продукции, так как предприятия вынуждены экстренными темпами потом наверстывать упущенное время".
Согласно исследованиям, проведенным координационным советом разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения "Союзмаша России", только процесс привлечения заемных денежных средств предприятиями для обеспечения работ в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223 может занимать до 4 месяцев. Согласительные процедуры с заказчиком по цене и срокам могут длиться от 1 до 7 месяцев. Еще 3-4 месяца требуется на заключение контрактов с предприятиями 1,2 и 3 уровня кооперации. В итоге сроки выхода на испытания и сдачи работ массово сдвигаются "вправо", что закономерно порождает претензии со стороны заказчиков и правоохранительных органов.
Отдельной корректировки требуют правила ценообразования на продукцию ГОЗ, которые действуют с 2006 года и не соответствуют реалиям рынка, напомнил участникам заседания Арсений Брыкин. Сейчас цены на передовые разработки и серийную продукцию продолжают формироваться по одним и тем же нормативам, хотя очевидно, что создание новых технологий – процесс более трудоемкий и затратный. В результате рентабельность НИОКР становится почти нулевой, что создает препятствия для разработок по-настоящему инновационных продуктов.
Проведенный анализ также свидетельствует, что оборонно-промышленные компании существенно ограничены в возможностях инвестирования в науку и производство – по действующим нормативам эти затраты не могут учитываться при формировании цен на услуги и продукцию. При этом формула расчета плановой прибыли фактически заставляет предприятия наращивать издержки - чем они выше, тем прибыльнее становится работа, отметил автор доклада.
"Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная и согласованная всеми сторонами выполнения ГОЗ смена правил игры. Для этого положение о государственном регулировании цен в рамках ГОЗ, которое сейчас разрабатывает ФАС России, необходимо закрепить на уровне Постановления Правительства РФ. Следующим шагом должна стать гармонизация многочисленных локальных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые регламентируют сферу гособоронзаказа", - подытожил Арсений Брыкин.
Как прозвучало в ходе заседания, прежде всего, должны быть пересмотрены процедуры, регулирующие закупки при выполнении ГОЗ. Необходимо ввести дифференцированное ценообразование на серийную продукцию и разработки высокосложных технологий в рамках НИОКР. При этом формирование цен должно осуществляться с учетом инвестиционных затрат предприятий, а также инфляционных и других рисков, которые могут приводить к изменению стоимости контрактов в ходе их исполнения.
Сбор предложений и разработку нормативных изменений ведет сейчас Федеральная антимонопольная служба. Нововведения после детальной проработки могут быть закреплены специальным правовым актом - Постановлением Правительства РФ по регулированию цен на продукцию военного назначения.

По материалам сайта smr02.ru





Возврат к списку